9 октября Турция начала военную операцию на севере Сирии против курдских формирований в районах восточнее Евфрата. Операция получила название «Источник мира». Турецкие власти сообщили, что перед войсками поставлены задачи нейтрализовать террористические формирования в регионе, обеспечить безопасность турецко-сирийской границы и защитить территориальную целостность Сирии. Также армии поручено создать буферную зону и организовать безопасное возвращение сирийских беженцев, которых в Турции насчитывается около 3,5 миллионов, на территорию Сирии. Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками, оценили, какие последствия развернутая военная операция может иметь для турецкого рынка, не так давно вышедшего из рецессии.
Почему Турция решилась на новую военную операцию?
Турция заявила, что операция проводится в рамках реализации права на самооборону, обеспеченного резолюциями Совбеза ООН и 51 статьей устава ООН, и отметила, что с момента начала гражданской войны в Сирии в 2011 году по Турецкой территории из приграничного района регулярно наносятся ракетные удары, в результате которых гибнут мирные жители. При этом Анкара считает, что курдские формирования, составляющие ядро Сирийских демократических сил (SDF), тесно связаны с Рабочей партией Курдистана (РПК), которая признана террористической организацией в Сирии, США и странах Евросоюза. Также турецкие власти планируют передислоцировать обратно на территорию Сирии три миллиона сирийских беженцев.
В 2016-2017 годах Турция уже проводила войсковые операции на территории Сирии с целью уничтожения террористических формирований, закрепившихся на севере у турецко-сирийской границы. Так, по сообщениям турецких военных, в ходе операции «Щит Евфрата» было нейтрализовано более 3000 террористов, что позволило вернуть контроль над районом площадью около 4000 квадратных километров. Также Турция провела целый ряд операций против боевиков РПК на севере Сирии. При этом Анкара не единожды высказывала критику в адрес властей США, которые, по ее мнению, поставляют вооружения РПК и связанным с ней курдским отрядам народной самообороны (ОНС).
Риски для турецкой экономики
За проведение военной операции на территории Сирии выступила как действующая власть Турции, так и оппозиционные партии. Международное сообщество же отреагировало на начало операции неоднозначно. Например, президент США Дональд Трамп пообещал «разрушить турецкую экономику», а 11 октября Вашингтон заявил, что готовит новый пакет жестких санкций против страны. 14 октября американские власти наложили санкции на трех турецких министров, а также на министерство обороны и министерство энергетики Турции. Кроме того, Дональд Трамп приказал в очередной раз повысить импортные тарифы на турецкую сталь и отменил переговоры по новому крупному торговому соглашению с Турцией. В четверг 17 октября министр финансов США Стивен Мнучин заявил, что страна введет новые санкции, если Турция не прекратит военное наступление в Сирии.
Страны Евросоюза также осудили силовую инициативу Анкары. Германия, Нидерланды и Франция сообщили, что замораживают экспорт вооружений в Турцию. Со стороны ООН официального осуждения в адрес Анкары не последовало. Альянс НАТО выразил уверенность, что Турция в ходе антитеррористической операции будет действовать с должной осмотрительностью, однако некоторые страны-участницы альянса (Германия, Франция, Нидерланды и Великобритания) не выразили поддержки своему союзнику.
Из-за расхождений во взглядах по ряду вопросов международной политики отношения Турции и США за 2018 год существенно ухудшились. В августе 2018-го курс лиры к американскому доллару упал до рекордно низкой отметки – 7,24 лиры за доллар. Причиной стали политическая нестабильность в Турции и отказ Анкары освободить из заключения американского пастора Эндрю Брансона. Валютный шок спровоцировал экономическую рецессию во втором полугодии 2018-го. Перед началом военной операции ситуация на рынке Турции улучшалась – курс лиры стабилизировался, инфляция упала до 9% (минимальный уровень за последние 2 года), а счет текущих операций показывал профицит.
У турецкой экономики, однако, есть важное слабое место – она сильно зависима от внешнего финансирования. Опасения иностранных инвесторов по поводу новых американских санкций уже сейчас негативно сказываются на стоимости турецких активов. Впрочем, введенные на текущий момент санкции вряд ли существенно ударят по турецкому рынку – главный удар, из-за которого экспорт турецкой стали за период с января по сентябрь 2019-го упал на 71,5% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, уже был нанесен в прошлом, поэтому новый окажется не столь болезненным. Некоторые аналитики считают, что Турция может ответить на санкции в отношении своих министров и государственных органов зеркальными дипломатическими мерами. Такое предположение подтверждается заявлением пресс-секретаря президента Турции о том, что Анкара готовит ответные санкции против США.
Особенно сильно экспертов беспокоит риск введения новых санкций против турецких банков. Если курс лиры снова резко упадет, иностранные инвесторы, и без того напуганные недавними событиями, могут потерять веру в турецкий рынок. Кроме того, турецкие производители сильно зависимы от поставок импортного сырья – это значит, что, если лира ослабеет, их производственные затраты существенно вырастут. В результате может снова увеличиться темп инфляции, а высокая инфляция, в свою очередь, может спровоцировать отток инвестиций, сокращение объемов потребления и снижение рентабельности бизнеса, что в конечном итоге приведет к снижению темпов роста турецкого рынка, который лишь относительно недавно вышел из рецессии.
Также интересно:
-
Болгария и Азербайджан договорились об обмене электроэнергии на газ
-
Инфляция в Эстонии разогналась в августе до 24,8%
-
Узбекистан построит в Польше хаб для экспорта в Европу
-
Беларусь снизила экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты
-
Цементный завод в Литве планирует перейти с угля на горючие отходы