16 января 2025

Из Казахстана в офшоры утекло $140 млрд

По мнению сенатора Ольги Перепечиной, проблема незаконного вывода денежных средств из Казахстана создает прямую угрозу национальной и экономической безопасности страны.
«Согласно международной организации Tax Justice Network, за последние 20 лет отток капитала из Казахстана только в офшорные зоны составил порядка 140 млрд долларов. В производстве комитета по финансовому мониторингу по фактам невыполнения требований репатриации национальной и (или) иностранной валюты в течение 2015-2019 годов в Едином реестре досудебных расследований зарегистрировано 238 уголовных дел. Прекращено по реабилитирующим основаниям также 238 дел, в суд было направлено 3 уголовных дела», – говорится в депутатском запросе сенатора.

«То есть факт вывода капитала за границу есть, однако в национальном законодательстве он не квалифицируется как правонарушение. В уголовно-процессуальном кодексе обязательства по возврату денег также не предусмотрены, – уточнила Перепечина. – Таким образом, действующая система противодействия незаконному выводу капитала несовершенна. В связи с этим просим премьер-министра и главу национального банка ответить на ряд вопросов: есть ли планы по проведению мониторинга, экономических исследований такого явления, как отток капитала за границу? Какой государственный орган будет его осуществлять?».

Кроме того, существуют сложности по обмену информацией Службы экономических расследований с соответствующими органами иностранных государств, добавила сенатор. «Что делается в этом направлении? Вырабатываются ли какие-либо международные договоры, облегчающие и ускоряющие взаимодействие служб? Национальное законодательство допускает использование множества легальных способов вывода денежных средств за границу. При этом даже при выявлении факта незаконного вывода капитала не предусмотрены обязательства по возврату выведенных за рубеж средств. Каковы дальнейшие планы по совершенствованию законодательства, в том числе административного и уголовного, в вопросах репатриации национальной и (или) иностранной валюты?» – резюмировала Перепечина.