20 марта 2025

Китайский рынок забуксовал: что дальше

По итогам заседания политбюро центрального комитета коммунистической партии Китая (КПК), прошедшего 30 июля, стало очевидно, что власти всерьез обеспокоены перспективами развития экономики страны во втором полугодии этого и в следующем году.

Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании, рассказывают о том, что может ждать китайский рынок в оставшейся части года.

Власти КНР подчеркнули, что текущую ситуацию на рынке необходимо рассматривать с учетом долгосрочных целей экономического развития страны, и что уже сейчас политический курс необходимо скорректировать с поправкой на принципы устойчивого развития. Тот факт, что на фоне все более вероятного замедления темпов экономического роста власти говорят о необходимости скорректировать экономическую политику с учетом долгосрочных целей, может говорить о стремлении Пекина сбалансировать аппетит к риску – то есть найти «золотую середину» между рисками и возможностями. На практике это означает, что во втором полугодии т. г. Пекин может начать активнее стимулировать экономику страны, даже если в каких-то случаях это будет сопряжено с риском.

ПОЧЕМУ КИТАЙСКИЙ РЫНОК СТАЛ «ОСТЫВАТЬ»?

На протяжении первой половины 2021 г. китайский рынок показывал стабильно высокие результаты – темпы прироста ВВП за этот период вышли на отметку 12,6% в годовом выражении. Среднегодовой темп роста китайской экономики за 2019-2021 годы на данный момент составляет 5,2%. Тем не менее, восстановление внутреннего рынка неоднородно и нестабильно, отмечают аналитики Coface, и в большей части позитивные показатели объясняются увеличением экспорта и бумом инвестиций в сектор недвижимости.

За первое полугодие объемы экспорта выросли почти на 40%, инвестиции в недвижимость – на 15%. Объемы инвестиций в производство и инфраструктуру, как и объемы потребления домохозяйств, выросли значительно меньше – иными словами, темпы посткризисного восстановления сильно отличаются от сектора к сектору.

В июле, согласно данным Национального бюро статистики Китая, индекс деловой активности (PMI) в обрабатывающей промышленности составил 50,4 пункта – это самый низкий уровень с февраля 2020 года. При этом экспортный субиндекс падает уже третий месяц подряд, что говорит о постепенном охлаждении экспортной активности. Анализ с разбивкой по размерам предприятий показывает, что быстрее всех остальных пар теряют малые и средние производственные предприятия.

В последние несколько лет одним из основных приоритетов экономической политики китайский властей было снижение уровня финансовых рисков на национальном рынке. Особенно жестко Пекин подходит к регулированию сектора недвижимости. В основе политики КПК в отношении регулирования этого сектора лежит принцип, который сами власти формулируют как «жилье нужно для того, чтобы в нем жить, а не для спекуляций».

Участники недавнего заседания партии по вопросам экономического развития отметили, что цены на землю и жилую недвижимость стабильны, а это может означать, считают аналитики Coface, что Пекин может ослабить регуляторное давление на рынок недвижимости и сместить фокус внимания с проведения реформ на закрепление достигнутых результатов. Также значительную роль в снижении темпов роста китайского рынка играют отмена мер господдержки и усложнение доступа к заемному финансированию.

При этом, однако, стоит отметить, что в июле КНР понизила требования к норме обязательных резервов для банков – эксперты Coface считают, что власти приняли решение приостановить ужесточение денежно-кредитной политики и занять более нейтральную позицию, чтобы простимулировать рынок.

РИСКИ: КАКИЕ ФАКТОРЫ МОГУТ ЗАМЕДЛИТЬ РОСТ КИТАЙСКОГО РЫНКА

Курс Пекина на «озеленение» экономики может оказать значительное давление на энергетику, которая до сих пор по большей части работает на ископаемых видах топлива. Экологически устойчивое развитие остается одной из приоритетных целей новой экономической стратегии Китая. Власти заявили о намерении достигнуть пика объемов углеродных выбросов к 2030 году, а к 2060 году достичь углеродной нейтральности. Самым экологически небезопасным отраслям следует готовиться к переменам и дополнительным тратам, связанным с энергопереходом.

Расширению мер бюджетного стимулирования экономики могут помешать высокие объемы госдолга. Во втором полугодии власти будут активнее стимулировать рынок за счет бюджетных средств, отмечают в Coface, что наверняка поспособствует улучшению показателей роста экономики. За первую половину года Пекин исчерпал всего 28% от ежегодной квоты выпуска специальных государственных облигаций (3,65 трлн юаней). Оставшаяся часть, считают аналитики Coface, будет выпущена по мере того, как власти будут наращивать объемы вложений в инфраструктурные проекты. Однако объемы бюджетных вливаний в рынок могут оказаться меньше, чем ожидается.

Регуляторное давление на рынок недвижимости может продолжить расти. Эксперты Coface считают, что власти продолжат ужесточать законодательство, регулирующее рынок недвижимости, и в особенности, регулирующее его финансирование. Например, в июле китайский Центробанк уже потребовал от нескольких банков в Шанхае повысить ставки по ипотеке. Такая политика Пекина может негативно сказаться на строительной индустрии, которая, как следует из результатов исследования платежной дисциплины, проведенного Coface, столкнулась с резким ростом кредитных рисков в 2020 году.

Растет риск ослабления курса юаня и повышения темпов импортируемой инфляции из-за «отвязки» денежно-кредитной политики Китая от политики американского федрезерва. В то время как ФРС США возвращается к нейтральной денежно-кредитной политике за счет сворачивания программы количественного смягчения и повышения ключевой ставки, Китай может пойти противоположным курсом и снизить требования к норме обязательных резервов для банков еще больше, чтобы обеспечить рынок, в особенности сегмент малых и средних предприятий, достаточными объемами ликвидности.

Фото: Xinhua