26 ноября 2024

Долго ли продлится перемирие в торговой войне между Китаем и США?

В конце июня Соединенным Штатам и Китаю удалось договориться о временном «перемирии» в торговой войне, которое может позволить сторонам перевести переговоры в более конструктивное русло. Дональд Трамп пообещал отложить введение 25-процентных пошлин на 325 миллиардов долларов китайского импорта, однако министр финансов США Стивен Мнучин отметил, что Вашингтон оставляет за собой право уже в ближайшем будущем ввести тарифы размером 10%, если переговоры окажутся непродуктивными. Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании, считают, что перемирие между державами окажется недолгим из-за ряда принципиальных разногласий – более того, в торговую войну с США могут оказаться втянуты и другие страны азиатского региона.

Последствия торговой войны грозят перекинуться на потребителей

6 мая США объявили о повышении тарифов на 200 миллиардов долларов китайского импорта с 10% до 25%, а всего через пару недель американское Министерство торговли сообщило о включении китайского телекоммуникационного гиганта Huawei в черный список. Последний шаг вызвал особенно широкий международный резонанс: если Huawei не сможет закупать у американских производителей детали и компоненты, под угрозой окажется существование широкого ряда продуктов компании, так как аналогов многим американским деталям не производят ни в Китае, ни где-либо еще. Это, в свою очередь, может вызывать цепную реакцию во всем секторе информационно-коммуникационных технологий и привести к перебоям в международных производственных цепочках.

С каждым новым обострением торгового конфликта экономика стран страдает все сильнее. При этом урон рынку наносят не только прямые последствия протекционизма в виде снижения объемов обложенного тарифами экспорта, но и косвенные: рост напряженности на международной политической арене заставляет бизнес занимать защитные позиции и откладывать планы по расширению до лучших времен. Так, например, проведенное Coface ранее в этом году исследование платежной дисциплины среди китайских компаний показало, что 60% предприятий (из 1500 опрошенных) ожидают замедления темпов рыночного роста.

В результате ухудшения делового климата объем розничных продаж в КНР за первые полгода 2019-го упал на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а инвестиции в основные фонды – на 5,6%. Такие результаты выглядят особенно удручающе, если вспомнить, что всего несколько назад те же показатели демонстрировали двузначный рост. И хотя во многом замедление роста китайского рынка объясняется естественным циклическим спадом, торговая война с США также внесла ощутимый вклад в ухудшение экономической динамики.

В США на сегодняшний день негативные последствия повышения тарифов ощущают в основном производители, однако если Вашингтон воплотит свои угрозы в жизнь и обложит 25-процентными тарифами весь оставшийся объем китайского импорта, торговая война существенно коснется уже и потребителей – главным образом за счет резкого роста цен на многие потребительские товары. Это, в свою очередь, может снизить объемы личного потребления и даже ускорить инфляцию, чего Трамп перед надвигающимися выборами 2020 года наверняка хотел бы избежать.

Никто не застрахован?

Учитывая, что Соединенным Штатам и Китаю по-прежнему удается договориться по ряду ключевых вопросов, можно ожидать, что перемирие в торговой войне окажется недолгим. Отдельно стоит отметить характер коммюнике, принятого по результатам саммита G20, на котором Пекин и Вашингтон и договорились взять паузу в обмене ударами: в тексте документа нет никаких упоминаний протекционизма, что можно понимать как отсутствие у международного сообщества намерений противостоять эскалации торговых диспутов.

Китай не может просто взять и в одночасье круто изменить свою экономическую политику, при этом объем импорта, который США могут обложить тарифами, не бесконечен – это означает, что уже в скором времени американские власти могут задействовать и другие инструменты протекционизма помимо тарифов. Например, учитывая ситуацию с Huawei, нельзя исключить, что черный список Министерства торговли в ближайшем будущем пополнится и другими китайскими корпорациями. Пекин, в свою очередь, вряд ли оставит такие недружественные шаги без равносильного ответа в отношении американских предприятий, работающих на китайском рынке.

Накануне саммита G20 Дональд Трамп заявил, что США рассматривают возможность введения дополнительных тарифов на товары из Европы, Японии и Вьетнама. Для Вьетнама это особенно безрадостная весть – он готовится «перехватить» значительную часть звеньев производственных цепочек, которые сейчас выводятся из Китая из-за рисков, связанных с торговой войной, однако если Вьетнам и сам попадет под ограничительные меры США, возможность наверняка будет упущена. После саммита стало очевидно, что любая страна, с которой у США есть дефицит торгового баланса, рискует оказаться под ударом. При этом 5 из 10 стран, с которыми объем импортной торговли у Соединенных Штатов значительно выше, чем экспортной, находятся в Азии – это Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индия.