До конца июня правительство намерено передать в частную собственность или в доверительное управление с последующим выкупом 29 объектов из числа республиканской и коммунальной собственности, а также из числа активов социально-предпринимательских корпораций и квазигоссектора. Всего в списке 674 претендента.
Приватизация в Казахстане идет не первый год, и этот процесс далеко не однозначный. Для начала никак не примут решения по продаже долей (через механизм биржевого размещения акций) в наиболее «хлебных» активах: в «Казакстан темiр жолы», «Эйр Астана», «Казахтелеком», «КазМунайГаз».
Несмотря на то, что железнодорожный, сырьевой и телекоммуникационный операторы перегружены долгами, они все равно остаются привлекательными, ввиду стратегического назначения и монопольного положения на рынке.
В «Самруке» есть еще два актива республиканского значения – «Казпочта» и энергетический холдинг «Самрук-Энерго» с непонятным приватизационным будущим. Вначале шла речь о продаже их акций на бирже по примеру других нацкомпаний. Затем чиновникам стало понятно, что их акции мало будут кому интересны. К примеру, вдруг выяснилось, что «Казпочта» сидит на дотациях государства, несмотря на разрекламированные программы цифровизации и роста доли непочтовых услуг в прибыли, которые должны были обогатить компанию. Теперь чиновники заняты поиском стратегического инвестора. Хотя непонятно, кто захочет взвалить на себя огромный груз социальной и инфраструктурной ответственности.
Опять же, неповоротливая и архаичная почта не может в настоящее время конкурировать с электронной коммерцией частных компаний. А выравнивание позиций требует колоссальных инвестиций, сокращения численности сотрудников, и прежде всего, в регионах.
Похожая ситуация с компанией «Самрук-Энерго». У нее большие затраты на инвестиционные программы, ограниченная государством тарифная политика и социальная ответственность в регионах. Впереди маячит «зеленая энергетика» и спрос на продукцию с низким углеродным следом, тогда как казахстанские генерирующие станции продолжают работать, в том числе, на неэкологичном угле. Но правительство твердо придерживается плана 31 декабря 2021 года заключить договор с инвестором о купле-продаже энергохолдинга.
Если возвратиться к приватизационному списку из 29 объектов, то он включает в себя различные по инвестиционному качеству активы. Например, инвесторы с удовольствием заинтересуются образовательными активами. Обучение и развитие остается в моде.
Государство планирует продать 40% акций университета КИМЭП – пионера образования в сфере менеджмента и экономики по западным стандартам, с хорошим профессиональным рейтингом. Но, скорее всего, пакет выкупит «Образовательный фонд Бэнга», который уже владеет 60% организации.
Что касается приватизации КазГЮУ, то по этому университету торги в 2019 году были отменены еще до их начала. И прогнозы по попытке этого года, скорее, неутешительные. Похоже, экономике больше не нужно столько юристов, как, например, 10-15 лет назад. А требование сохранить профиль актива в течение ряда лет делает затруднительным извлечение прибыли из земельного участка в центре Алматы.
Неплохие шансы у медицинских учреждений в свете последних коронавирусных событий, заставивших население пересмотреть свое отношение к укреплению и профилактике здоровья. К тому же, если вопрос касается упакованных современным оборудованием столичных больниц. Так, планируется передать в доверительное управление с правом выкупа «Национальный научный медицинский центр» в Нур-Султане. Торги по нему в 2019 году не состоялись. Теперь у правительства вторая попытка приватизации, которая может стать зачетной. Приватизационная судьба региональных больниц, особенно находящихся на балансе нацкомпаний, менее ясная.
Фаворитами приватизации можно считать большое число региональных коммунальных предприятий ЖКХ, «сидящих» в списке приватизации. Это монополисты, гарантирующие стабильный денежный поток владельцу. В аутсайдерах – региональные газеты.
Не все однозначно с активами из реального сектора. Непонятно, кому приглянутся металлургический комбинат KazSilicon (производит металлургический кремний и простаивает с 2015 года) и машиностроительный завод им. Кирова. На балансе последнего кредитный долг и требование государства сохранить профиль предприятия и численность штата. Тогда как огромные производственные площади завода в центре Алматы прекрасно подходят под коммерческую застройку.
Другой актив – действующий вагоностроительный завод «Тұлпар» в Нур-Султане. Сложностью для будущего частного собственника может стать заключение договора на поставку вагонов монополисту – государственной компании КТЖ. Свободный рынок и конкурентные цены могут решить вопрос поставки вагонов в пользу иностранных поставщиков. В свое время правительство в рамках активизации промышленной политики потратило деньги на создание производственных активов, не создав для их продукции внятного рынка. И появится ли такой рынок – неизвестно.
Ну и вишенка на торте – приватизация «Инвестиционного фонда Казахстана», «дочки» холдинга «Байтерек». Основная цель – оздоровление проблемных активов фонда и возврат вложенных с 2003 года в фонд государственных средств. Сделать это, судя по всему, будет непросто. Активы на балансе фонда имеют слабую конкурентную позицию, а некоторые откровенно убыточны.
Источник: DKNews
Также интересно:
-
Инфляция в Эстонии разогналась в августе до 24,8%
-
Узбекистан построит в Польше хаб для экспорта в Европу
-
Болгария нашла замену российскому газу
-
Приглашение на бесплатную поездку на IT&CM Asia и CTW Asia-Pacific 2022 в Бангкок с 20 по 22 сентября 2022 года. Зарегистрируйся сейчас!
-
Турецкий экспорт в Болгарию в июле вырос на 82,5% год-к-году