2 декабря 2024

Торговое соглашение ЕС и Латинской Америки: новая веха в отношениях двух регионов

Торговое соглашение ЕС и Латинской Америки: новая веха в отношениях двух регионовТорговое соглашение ЕС и Латинской Америки: новая веха в отношениях двух регионов
Торговое соглашение ЕС и Латинской Америки: новая веха в отношениях двух регионов

28 июня блок стран Меркосур (англ. MERCOSUR – Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай) и Евросоюз достигли договоренности о создании зоны свободной торговли. На сегодняшний день ЕС – второй крупнейший торговый партнер блока, и такое соглашение знаменует новую веху в отношениях между странами Латинской Америки и Европой. Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками, оценили перспективы соглашения и возможности, которые оно открывает для обеих сторон.

Переговоры по поводу заключения сделки велись 20 лет, и теперь, невзирая на то, что протекционизм в последние годы только усиливается, сторонам наконец удалось договориться об отмене торговых барьеров. Для Меркосур эту сделку можно считать беспрецедентной – исторически торговые отношения стран блока с дальним зарубежьем были весьма ограниченными. Соглашение предполагает постепенную отмену тарифов на импорт самых разных категорий товаров, а также создание стимулирующих условий доступа стран к услугам и инвестициям. Соглашению, однако, еще предстоит пройти через длительный ратификационный процесс, который может растянуться на срок от двух до пяти лет.

ЕС согласен сделать первый шаг и снять импортные тарифы раньше Меркосур: в соответствии с текущими условиями сделки европейская сторона отменит пошлины в отношении 92% импорта латиноамериканского блока в ближайшие 10 лет, тогда как Меркосур пообещал снять тарифы на аналогичную долю европейского импорта только в течение 15 лет. ЕС при этом не планирует отказываться от пошлин на некоторые виды сельскохозяйственной продукции – в этом секторе тарифы будут сняты только с 82% импорта, а Меркосур, в свою очередь, на ближайшие 15 лет оставит квоты и пошлины на продукцию европейского автопрома.

Свободная торговля выгодна не всем

Соглашение между ЕС и Меркосур – безусловно, шаг в позитивном направлении, и в средне- и долгосрочной перспективе оно наверняка принесет ощутимую выгоду обеим сторонам. Создание общего торгового пространства снимет барьеры для бизнеса, расширит инвестиционные возможности и поспособствует технологической диверсификации. Так, бразильский министр экономики заявил, что за следующие 15 лет рынок страны благодаря соглашению получит дополнительно до 125 миллиардов долларов. Сам факт заключения соглашения о зоне свободной торговли означает, что ЕС и Меркосур удалось договориться по ряду принципиальных экономических и политических вопросов, поэтому за этим соглашением могут последовать и другие.

Некоторые отрасли, однако, отреагировали на новость о грядущей отмене ввозных пошлин далеко не так позитивно, как другие. Например, бразильская ассоциация производителей стали предупредила, что в текущих условиях перепроизводства и низкого спроса на сталь утрата экспортных преференций понизит конкурентоспособность, а вместе с ней и доходы металлургической промышленности Бразилии. В ЕС, в свою очередь, опасаются падения объемов продаж местной продукции в некоторых сегментах сельского хозяйства (например, в сегментах производства говядины и мяса птицы). Специально для того, чтобы снизить риски, связанные со снижением конкурентоспособности местных предприятий, соглашение предусматривает возможность «заморозить» процесс постепенной отмены ввозных пошлин на срок до 18 лет.

Ратификация, как отмечалось выше, также может затянуться на неопределенный срок. В Уругвае и Аргентине в октябре этого года состоятся выборы, и если победу на них одержит оппозиция, процесс создания зоны свободной торговли может столкнуться с новыми препятствиями. Возражения против сделки слышатся и в европейском стане, главным образом с крайних точек политического спектра – со стороны «зеленых» партий и ультраправых антиглобалистов. Неожиданное сопротивление соглашение встретило со стороны Франции: так, 2 июля официальный представитель правительства страны Сибет Ндиай заявила, что французские власти пока не готовы его ратифицировать.