10 мая США повысили ввозные тарифы на ряд категорий китайской продукции общей стоимостью около 200 миллиардов долларов. Трамп также заявил, что в скором времени дополнительными пошлинами может быть обложена и вся оставшаяся часть китайского импорта на сумму около 300 миллиардов долларов, а Пекин, в свою очередь, не намерен оставлять недружественные шаги без ответа. Очередное обострение торговой войны между державами происходит на фоне общего спада в мировой торговле, и этот спад продолжается уже второй квартал подряд – впервые со времен мирового экономического кризиса 2008 года. Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на страховании торговых кредитов и управлении рисками, оценили, во что очередная эскалация конфликта между державами может вылиться для мировой экономики и торговли.
Объем мировой торговли снижается второй квартал подряд – впервые с 2008 года
Очередное обострение торговой войны между державами происходит на фоне общего спада в мировой торговле, и этот спад продолжается уже второй квартал подряд – впервые со времен мирового экономического кризиса 2008 года (см. график).
Эксперты Coface ожидают, что динамика роста объемов мировой торговли окажется отрицательной и по итогам года. Такой прогноз позволяет сделать оценка ряда индикаторов «здоровья» мировой экономики – индекса предпринимательской уверенности в США, колебаний цен на нефть марки Brent, интенсивности морских грузоперевозок, а также объемов южнокорейского экспорта, обычно находящегося в тесной корреляции с международным товарообменом. По текущим оценкам аналитиков компании объем глобальной торговли в 2019-м снизится на 0,7%.
Негативная динамика глобальной торговли объясняется одновременным действием ряда факторов.
Существенный вклад в снижение объемов товарообмена вносят меры экономического протекционизма, к которым государства по всему миру прибегают с 2009 года все чаще. По данным Global Trade Alert, в 2017 году теми или иными ограничительными мерами было затронуто 73% экспорта стран G20. При этом, однако, влияние протекционизма не стоит и переоценивать: МВФ в своем апрельском отчете о перспективах мировой экономики подчеркивает, что изменение объемов трансграничной торговли на протяжении последних 20 лет объясняется в первую очередь различными макроэкономическими факторами, тогда как импортные тарифы играют менее значительную роль.
Общее циклическое замедление темпов роста глобального ВВП также негативно сказывается на объеме торговли между государствами. В этом году, по оценке Coface, прирост мирового ВВП составит +2,9% – на 0,3% пп. ниже, чем в 2018-м. Особенно сильно подвержены циклическим колебаниям мировой экономики автомобильная, строительная и химическая промышленность.
В числе других факторов, провоцирующих снижение объемов мировой торговли, можно отметить тенденцию к терциаризации экономики (росту доли сферы услуг в структуре рынков), окончание бума сырьевой торговли и эволюцию глобальных цепочек создания стоимости.
Торговая война ударит не только по Китаю, но и по его европейским партнерам: риски и прогноз
По оценкам аналитиков Coface, в целом риски для мировой торговли и экономики явно растут.
Стоит при этом отметить, что прямые последствия введенных за последние годы протекционистских мер в настоящий момент не представляют значительной угрозы для глобального рынка. Так, можно ждать, что экономике Китая торговая война с США, начавшаяся в 2018 году, по итогам года обойдется в 0,8% ВВП. В США совокупный годовой убыток составит и того меньше – всего около 0,04% ВВП. Недавнее повышение тарифов вряд ли сильно изменит общее положение дел, так как на товары, в отношении которых были введены пошлины, приходится всего 1% американского ВВП.
Однако косвенные последствия торговой войны сказываются на глобальных производственных цепочках все сильнее. Эксперты Coface ранее уже отмечали, что тарифы Соединенных Штатов наносят удар не только импорту из целевой страны, но и ее торговым партнерам. Так, например, Германия – основной поставщик автозапчастей на китайский рынок, поэтому американские импортные тарифы в отношении китайского автопрома негативно сказываются на немецких производителях. По оценке аналитиков компании, увеличение ввозных пошлин США на 1% в отношении импорта целевой страны приводит к снижению экспорта определенных категорий продукции в эту страну из стран-партнеров на 0,6%. Особенно четко косвенные последствия торговой войны в настоящий момент прослеживаются в производстве механического оборудования, секторе электроники, а также в автомобильной и транспортной промышленности.
Экономисты Coface считают, что вероятность введения США тарифов в отношении оставшейся части китайского импорта высока, а Китай при этом едва ли оставит какие бы то ни было недружественные шаги американских законодателей без равносильного ответа. КНР и США уже осознали, что стратегическое противоборство, в которое они вступили, затянется на долгие годы. Еще одной проблемой остается и другая торговая война – между США и ЕС, которая также может обостриться в любой момент.
Если перечисленные риски реализуются, высока вероятность дальнейшего снижения глобального индекса предпринимательской уверенности и падения мировых фондовых рынков.