«Мы поняли: первым в России будет съеден малый бизнес. И поехали зарабатывать в Испанию»
«Открывать здесь бизнес с нуля можно. Только не ресторанный, упаси бог! На этом прогорает большинство экспатов». У него был прибыльный бизнес в России, но он уехал в Испанию и нашел свободные ниши. пишет издание Деловой Квартал.
Теперь Дмитрий Игонин с женой Ольгой Брежневой и дочерьми живут на испанском острове Тенерифе и развивают проекты в сфере туризма и отдыха. Например, с нуля создали, развили, а после выгодно продали компанию по организации океанских туров на водных мотоциклах. После занялись каякингом — предлагают сафари на каяках в южной части Тенерифе. Как оказалось, данный бизнес требует меньших вложений, обладает большей маржинальностью, и он начал развиваться буквально несколько лет назад, в тренде эко-туров и здорового образа жизни.
Новый проект, под который Дмитрий с Ольгой ищут партнеров и инвесторов, — автоматические камеры хранения на пляже. Игонин уверяет — здесь это совершенно свободный рынок, конкурентов на нем — ноль, а вся инфраструктура уже есть: круглогодичный купальный сезон, создано отдельное юридическое лицо, на эту компанию получен полный комплект разрешительных документов на установку камер хранения и иных дополнительных услуг.
Все, что пишут в России про бизнес и жизнь за границей, имеет мало отношения к реальности, считает он. Дмитрий Игонин рассказал DK.RU, как решился на кардинальные перемены в жизни и каково оно — вести бизнес на испанском острове.
Дмитрий Игонин и его жена Ольга Брежнева
— Почему мы приняли решение уехать жить и работать в Испанию? Мы занимались девелопментом в сфере загородной недвижимости Екатеринбурга, входили в число лидеров рынка. Но не просчитали политическую и экономическую ситуацию в России, сдуру продолжая вкладывать всю заработанную прибыль в новые земельные проекты. На гигантизме и погорели.
Приняли непростое решение зафиксировать убытки, рассчитаться по долгам, чтобы не портить себе карму, и искать иные сферы применения своим знаниям.
Долго думали, чем заниматься дальше в родной стране, но поняли, что существующий кризис — это не на пару-тройку лет, а на пару пятилеток.
А раз кормовая база сжимается, то первым, кто сойдет с дистанции марафона в светлое будущее, как раз и будет средний и малый бизнес. Говоря простым языком, он будет съеден, без возможности родиться вновь.
Давно смотрели на Европу, на Испанию, в частности на Канарский архипелаг. Любили эти острова. Обращали внимание, что некоторые сферы и бизнесы там не развиты, а те, что есть, оставляли желать лучшего. Но на все смотрели глазами туристов! А это две большие разницы — отдыхать и работать. Тем более, работать на абсолютно незнакомом тебе рынке, без связей, друзей, с людьми иного менталитета и на чужом, незнакомом языке.
Грело то, что солнце греет 365 дней в году, и каждый год сюда прилетает 15 млн туристов, оставляя гостеприимным островам 20 млрд евро. На том и решили: ввяжемся в бой, а там посмотрим.
В августе 2016 г. купили четыре билета в один конец и улетели с младшими дочерьми на Тенерифе. Без продуманного плана действий, в арендованную квартиру, с уровнем испанского — 40 учебных часов для начинающих и имея на карточных счетах порядка 70 тыс. евро. Короче, психанули в 40 лет…
В начале октября в Екатеринбурге в рамках проекта «Умная среда» прошла дискуссия на тему новой Европы, большой материал вышел на DK.RU. Мнения, озвученные в рамках мероприятия, побудили меня развернуто ответить на каждый тезис:
Про кризис в Европе (Испании)
Если честно, не понимаю, о чем речь. Испанская экономика за последние три года (ВВП) выросла на 9,5%, став пятой экономикой Европы и 12-ой в мире. Прогноз на 2018 год — еще плюс 3%. ВВП провинции «Канарские острова» за 2017 год вырос на 3,5%, количество туристов — на 7%. На высокопарные цели дальнейшего развития Королевства и его место в европейском сообществе простому народу наплевать. Политика здесь далеко не на первых ролях.
Про проблемы мигрантов
Испания — это не та страна, куда заказан путь мигрантам, бегущим из горячих точек. Во-первых, очень трудно получить статус беженца со всеми причитающимися благами. Во-вторых, так как Королевство не имеет прямых границ со странами, где ведутся гражданские войны, то всех интересантов отправляют обратно в ту страну, через которую они пытаются въехать. В-третьих, уровень пособий намного ниже, чем в более богатых и лояльных к ним европейским странам. Иногда они доплывают, благо, от африканского побережья до Тенерифе не более 300 км. Но их быстро отлавливают, собирают в специальных лагерях, лечат, приводят в порядок и отправляют обратно. Конечно, есть и парочка своих криминальных мест, где небольшое чернокожее население более склонно вести антисоциальный образ жизни. Но максимум, что могут сделать, стырить кошелек (телефон), да попытаться дурь пихнуть.
Выходцы из России для Испании — те же самые мигранты, но только бегущие не от войны, а в поисках больших возможностей при предсказуемых перспективах, в первую очередь экономических.
Если у тебя нет 500 тыс. евро, которые ты готов вложить в недвижимость, то ищи иной путь легализации. Самый простой, но требующий мужества, это получение вида на жительство (ВНЖ) по оседлости, через три года. Скорее, подачи на ВНЖ без гарантии его получения. То есть, живи себе тихо в арендованной квартире, учи язык, не нарушай закон, не отбирай ни у кого работу, так как официально ты не имеешь права работать, и никуда из страны не выезжай. Этакий трехлетний срок отсидки с непонятным исходом. Здесь так живут, с надеждой на ВНЖ, достаточно много русскоязычных.
Самое интересное, что можешь даже бизнесом заниматься: открыть свою компанию, нанять персонал, платить налоги, но сам в ней официально работать не можешь. Вот такой интересный закон. Почему так? Ответ простой. Официальная безработица в Испании — 16%, среди молодежи до 30 лет — более 25%. За работу держатся, боятся ее потерять. Обслуживающий и сервисный персонал — посудомойки, горничные, дворники, уборщики общественных туалетов, дорожные рабочие, продавцы в магазинах, садовники и т.д. — в основном местные: испанцы или получившие гражданство латиноамериканцы.
Если ты бизнесмен средней руки, то менее финансово затратный и самый быстрый путь легализации (по моей практике) — это получение вида на жительство (резиденции) без права на наемную работу. Особенно это важно для детей, которые после окончания школы, успешно сдав аналог ЕГЭ, могут свободно учиться в любом европейском вузе, если ты владеешь языком обучения.
Краткий вывод: мигранты, которые не несут пользу стране в виде вложенных денежных средств в определенные активы, предоставления рабочих мест, или не обладающие редкой профессией, не нужны Испании.
Чем тогда занимаются нелегалы? Убирают частные апартаменты, работают нянями, учителями языков на дому, разрабатывают и продвигают интернет-сайты, также трудятся индивидуальными тренерами, массажистами, поварами для индивидуальных заказов, туристическими гидами для туристов, специалистами по красоте на дому. В общем, все те работы, которые скрыты за стенами и заборами частных вилл, куда не могут прийти государственные органы для проверки.
Вид на жительство в Испании (резиденция) — неважно, с правом на работу или без — дает его владельцу ряд приятных опций и возможностей. Про свободное перемещение внутри Евросоюза уже не заостряю. Например, ты, как резидент, можешь летать внутри страны со скидками до 75%. Буквально на днях дочь купила билет Тенерифе-Мадрид-Тенерифе за 49 евро. Некоторые умудряются уложиться и в 16, в зависимости от сезона. Далее, входной билет на день в самый лучший аквапарк мира «Сиам Парк» для взрослого туриста стоит 35 евро. Годовая карточка резидента — 60 евро. Годовая!!! На паромное сообщение между островами архипелага идут аналогичные льготы. Оплачиваешь только 25% от его цены. Но такую скидку ты имеешь, если у тебя уже долгосрочная карточка резидента, от пяти лет.
Про бизнес и международное географическое разделение труда
Резанули слова Виталия Милованова, что, оказывается, в Европе в последние 30 лет произошло международное географическое разделение труда. Кто решил? Когда решил? Какая конкретная страна производит станки, а другая — маслины? И какие страны только отдыхают? В Европе нет плановой экономики, здесь капитализм, и рынок определяет все. В международном географическом разделении труда различают, а не назначают два случая. Первый: страна ввозит какой-либо продукт из другой страны, потому что по природным условиям не может его производить. Или по условиям недр, где нет ни газа, ни нефти. Второй: страна ввозит продукт, который может быть произведен и у себя, но затраты были бы выше.
Испания, как говорили в одном известном фильме, это и кузница, и житница, и здравница. Очень сбалансированная экономика с развитой промышленностью и сельским хозяйством, является мировым лидером в такой сфере, как возобновляемые источники энергии, имеет самый большой в Европе рыболовный флот, а также обеспечивает ¼ мирового производства оливок и оливкового масла. Ну и про отдых, по итогам 2017 года Испания самая посещаемая туристическая страна в мире.
Заниматься бизнесом здесь комфортно, работает ряд программ для стимулирования бизнеса, как малого, так и крупного.
Провинция «Канарские острова» имеет статус особой экономической зоны с низкой ставкой налогообложения. Например, общий косвенный налог (аналог НДС) в зависимости от вида товара и услуг составляет в среднем 10%, тогда как в континентальной Испании НДС — 21%. Поэтому здесь одни из самых низких цен в Европе практически на все. Здесь рай для шопоголиков. Особенно приятны цены на бензин, морепродукты, фрукты и алкоголь. Например, литр 95-го в моменте, при цене барреля нефти в 80 евро, стоит ровно 1 евро. И его цена четко коррелирует с первоисточником. А не только идет вверх, как в России.
Для испанцев и резидентов, кому еще не исполнилось 30 лет, есть программа даже не поддержки, а начала малого бизнеса. Если захотел стать предпринимателем, то можешь получить от государства, внимание, безвозвратную субсидию в сумме до 10 тыс. евро. Составил бизнес-план, защитил его в специальной комиссии, и вперед! Без откатов и коррупции.
Вообще, несмотря на высокую конкурентную среду, открывать и вести бизнес с нуля на островах можно. Только не ресторанный! Упаси бог. На чем и прогорает большинство экспатов, которые на фоне эйфории от ежегодной семимиллионной армии туристов Тенерифе открывают очередную стопятьсоттысячную точку общепита и с треском проваливаются.
Есть даже определенные ниши, которые не заняты никем. Мы давно думали, чего здесь нет такого, что уже работает на континенте, и в то же время — понятный и простой продукт, необходимый всем. Нашли, провели тяжелейшую работу по получению разрешительных документов. Осталось дело за малым, найти инвестора-партнера, так как требуется вложений порядка 100 тыс. евро.
Владение недвижимостью
Учитывая, что мы живем практически в офшорной зоне, то и налоги на владение жилой недвижимостью здесь ниже, чем в континентальной Испании.
В зависимости от типа и площади жилья ежегодная ставка налога находится в диапазоне 0,5-2% от кадастровой стоимости объекта. Если в деньгах, то это 200-600 евро. Достаточно подъемная сумма для жителей островов и иностранных покупателей, где, как ни странно, средняя зарплата составляет всего 1 100 евро.
Снимать квартиру дорого, накладывает отпечаток и ярко выраженная направленность на туризм. Например, долгосрочная аренда двуспальных апартаментов с видом на океан (80-100 кв. м) в двух километрах от берега (не первая линия) стоит порядка 1 000 евро в месяц. Односпалку, совсем не в туристической зоне, в горах, вы вряд ли найдете дешевле 350 евро. Поэтому здесь аренда только у тех, у кого нет денег на собственную квартиру.
При первой же возможности люди идут в банк и пытаются оформить ипотечный кредит, ибо ежемесячный процентный платеж при ипотеке на 25 лет сопоставим с арендным платежом.
Содержание квартиры, если у тебя не вилла с бассейном и садом, примерно сопоставимо с Екатеринбургом. Здесь нет отопления и подвода горячей воды. Электричество и бойлер — для нагрева. Интернет дороже в несколько раз, качество приема вполне приемлемое, что по кабелям, что по вышкам. Связи нет только высоко в горах.
Европа — для отдыха или для жизни?
В моем случае даже отвечать не нужно. И для отдыха, и для жизни, и для учебы, и для работы! Особенно хорошо здесь себя чувствуют женщины и дети. Они более сильно защищены законом, чем в России.